Сакалоў

Встреча зимы на Мальдивах

Короткий световой день в декабре дает возможность взглянуть на некоторые вещи под другим углом. Например, начать велопрогулку не в 6-7 утра с появлением на небе светила, а в 10, выйдя в Зельве из теплого поезда.

Трек маршрута

Вокзал в Зельве

Конечно, для этого пришлось подняться в 5 часов и проехаться по еще спящей столице, чтобы быть вовремя на вокзале. Но это все мелочи и, доспав недоспанное в купе, меня встречают горы сахарной свеклы на ж/д станции.

Горы свеклы

Зельву проехал по касательной: был здесь пару лет назад. Поэтому сразу отправился на запад. Погода, несмотря на 6 декабря, была крайне велосипедной: 3 градуса тепла и приличный юго-восточный ветер, по счастью в спину большую часть пути.

Ветряки на горизонте

В деревне Грицевичи был замечен дом из асфальта и целая улица хоббитских нор.

Дом из асфальта
Погребы

Природа окончательно уснула. Только изредка надо мной шутили шутки на своем птичьем вороны и шаровой молнией перебегали дорогу коты.

Кот перебегающий дорогу

Хоть на календаре зима, работа на полях идет полным ходом. И это чаще всего был ход тракторов и мазов, груженых навозом, что добавляло теплоты и аромата путешествию.

По полям, по полям, синий трактор едет к нам
У него прицепе что-то запах издает
А ну, малыш, давай, попробуй отгадай
Что же, что же, что же, что же запах издает

Трактор с навозом

Вскоре добрался до деревни Кремяница. Там на прекрасно благоустроенной территории стоит костел Святого Юрия. Красивые заборчики, ухоженные деревья, аллеи. Прогуляться было очень приятно. Жаль, что сам костел был закрыт.

Костел в Кремянице
Ворота к костелу в Кремянице
Аллея перед костелом в Кремянице

Через дорогу от храма, по которой грузовик везет порцию свежих новостей в вашу ленту, живописное кладбище с часовней на холме.

Грузовик с навозом

На выезде из деревни красивая остановка, к которой как раз подъехал автобус с тонированными окнами.

Остановка из камня

7 километров на север по асфальту с попутным ветром и я уже возле другого костела в Большой Рагознице.

Костел в Большой Рагознице

Выглядит очень стильно. Несмотря на то, что он тоже был закрыт, башня его издавала звуки работающей болгарки. Возможно внутри заперся трудолюбивый ксенз или это гул от сильного ветра, проходящего через металлические жабры на башне.

В этой же деревне стоит усадебный дом Сухадольских, с любовью отреставрированный в стиле агроклассицизма, чтобы разместить там администрацию местного сельскохозяйственного производственного кооператива. Фото приложу издалека, чтобы не травмировать любителей архитектуры.

Усадебный дом Сухадольских
Грунтовые полевые дороги

В Капачах изучил руины старой водяной мельницы.

Руины мельницы

Внутри нее можно прочитать уже тоже исторический настенный спор между фанатами Нирваны и Продиджи и убедиться в небезразличии потомков к чистоте архитектурного наследия.

Внутри руин мельницы
Надписи на стенах мельницы
Призыв к поддержанию чистоты

В соседней Струбнице на высоком холме стоит деревянный костел.

Костел в Струбнице

Храм интересен необычным тоннелем, ведущим к нему с дороги и красивыми старинными надгробиями вокруг.

Тоннель к костелу
Тоннель к костелу
Надгробие

Трек мой развернулся на юг и за следующие 10 километров я проникся ветром, который до этого дул мне в спину. В конце концов от него меня спас небольшой лесок, а выехав из него, я увидел горы. Да, это были всего лишь отвалы породы, но даже такие холмы в Беларуси меня наполнили восторгом.

Отвалы породы

Дальше было больше. Про меловые карьеры под Волковыском вы не могли не слышать. Естественно знаменитые «Белорусские Мальдивы» уже есть в каждом уважающем себя инстаграме. Теперь есть и в моем.

Карьер Линза №14
Дальний берег Линзы №14

Первым карьером на моем пути была так называемая Линза №14. Я предполагал, что серым декабрьским днем она не побалует меня изумрудной водой. Однако, ошибся. Карьер впечатлил, вода и склоны над ней выглядят очень красиво.

Склоны карьера
Белые берега

После Линзы подъехал к карьерам, которые находятся в стадии разработки. Огромный экскаватор перекидывает породу из одной кучу в другую. Ничего не понятно, но очень интересно.

Карьерный экскаватор

Из-за добычи мела все вокруг, включая дороги и деревья, белое без снега. Ямочный ремонт на убитом асфальте производят особо изысканно, заполняя дыры тротуарной брусчаткой. Эстетично и практично.

Дорога в мелу

Заехал и на другие карьеры. Вода такая же изумрудная, красота и покой. К слову, кроме меня никого вокруг не было. Так что если хотите эффектное фото в купальнике, то рекомендую отправляться на Мальдивы в декабре.

Меловый карьер
Белорусские Мальдивы

После лазурных водоемов через завод строительных материалов заехал в Красносельский. Вот его жителям я не позавидую. Липкая белая грязь скорее всего лежит не только на их тротуарах. В школе мел можно не есть — его и так хватает в организме.

Красносельский завод строительных материалов
Разрушенный цех

Севернее Красносельского находится поселок Россь, на въезде в который стоит домик садовника усадьбы Потоцких. Сама усадьба не сохранилась, но, судя по домику, раньше тут было весьма дорого-богато.

Домик садовника
Домик садовника

Также тут сохранилась самая высокая водяная мельница в Беларуси.

Водяная мельница

В реке, на которой она стоит, весело проводят время местные гуси.

Гуси под мостом
Гуси

Еще в Росси есть Троицкий костел с уникальным надмогильем Софии Неселовской (Потоцкой). К сожалению, как и другие храмы в этот день, он был закрыт.

Костел в Росси

Через несколько километров северо-западнее поселка заехал на территорию заброшенного военного аэропорта. От взлетно-посадочной полосы уже давно ничего не осталось, а огромные бетонные ангары стоят до сих пор. Некоторые из них закрыты воротами, в иных хранятся какие-то прицепы.

Ангары заброшенного аэропорта
Костер перед ангаром

Сохранилось здание диспетчерской. В нем целы даже окна. Сейчас везде висят объявления, что это частная территория и вход запрещен. Судя по количеству покрышек вокруг, тут собираются сделать площадку для пейтбола.

Диспетчерская станция

Тем временем короткий декабрьский день постепенно клонился к закату. Заехал по пути в Волпу, глянуть на очередной костел.

Костел в Волпе

Тут на реке Россь стоит Волпянская ГЭС. Перед ней водохранилище, рядом санаторий Энергетик.

Волпенская ГЭС

На пляжной скамейке кто-то оставил несколько книг. Видимо читатель уже поднялся по ступеням в разумный мир и оставил их будущим искателям.

Книги на скамейке

На этом же берегу встретил прикормленных посетителями санатория лебедей. Вели себя дерзко, спрашивали о том, с какого я района, есть ли у меня чо?

Лебеди

Не поддался на провокации пернатых и, включив свет отправился к финальной точке маршрута, Мостам.

Велодорожка в Деньковцах
Двойная велодорожка в Деньковцах

Город известен в первую очередь своим пешеходным мостом, который в этом году снова открыли после реставрации. У меня был тонкий расчет на раннюю декабрьскую темноту, что даже при отправлении поезда в 18:30, я смогу увидеть его с подсветкой. К сожалению, подсветки не было.

Пешеходный мост в Мостах
Мостовдрев
Вид с моста на завод Мостовдрев

Но, словно специально для меня, как раз, когда я уже был Неманом, дали свет.

Подсветка на пешеходном мосту
Велосипедист на пешеходном мосту

Сразу же откуда-то появились горожане и пустой мост ожил.

Мост над Неманом

Выглядит в темноте просто волшебно.

Светящийся мост на Неманом

В итоге, декабрь с холодом и темнотой помог увидеть мне пустынные «Мальдивы» с их лазурной водой и красивый яркий мост через Неман. Дальше был горячий кофе на вокзале и теплый поезд до Минска.

Вокзал в Мостах
Внутри вокзала в Мостах

Трек маршрута